медицина древнего Рима реферат

медицина древнего Рима реферат

Введение

В древней Италии вплоть до II в. до нашей эры обходились без врачевателей — профессионалов. Греческая медицина считалась выражением роскоши и изнеженности. Такая точка зрения в значительной степени способствовала застою в развитии профессиональной медицины в древней Италии. Вот почему первыми врачами там были рабы из числа военнопленных, главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта).

Слой  рабской интеллигенции в Риме, особенно в последние годы существования  республики, был особенно многочисленным. Вклад, внесенный греками-рабами в  создание римской культуры весьма ощутим, — целый ряд “интеллигентных” профессий был как бы монополизирован греками. Почти каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом (servus medicus). Раб лечил своего хозяина и его родственников. Высокий уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки. Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего хозяина, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество еще долгое время относилось к ним с некоторым презрением.

В конце III- начале II в. до нашей эры в столице Римской республики стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первыми свободным врачом в Риме считается пелопоннесец Архагат (Аrhagathos). Он приехал в столицу в 219 г. до нашей эры и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданства и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архагату большую популярность, но вскоре прижигания и хирургические операции, которые он проводил, резко изменили отношение римлян к нему: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться.

Прошло  несколько столетий, прежде чем греческая  медицина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении  явился эдикт (указ ) Юлия Цезаря, который  в 46 г. до нашей эры предоставил  почетное право римского гражданства как приезжим врачам — выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций, так и местным жителям, обучившимся медицине. Позднее, в период империи рескриптом императора Константина(337 г.), устанавливалось:” Ремесленники, живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как для изучения ремесла требуется досуг, тем более что они желают и сами совершенствоваться, и обучать своих сыновей. Перечень таков: архитекторы, врачи, ветеринары, живописцы, скульпторы…(и еще 33 профессии).” Важно отметить, что врачи и ветеринары в этом ряду стоят в числе первых. Таким образом, в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период империи.

ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД

Наиболее ранним письменным свидетельством внимания граждан Рима к мероприятиям санитарного характера были “Законы XII таблиц”(“Lages XII Tabularium,451-450 гг. до н. э.), краткость и простота которых и по сей день восхищают юристов. Составленные в период ранней республики под давлением плебеев, они являлись характерным образцом свода законов раннеклассового общества (защита патриариархальных традиций, сочетание принципа талиона и денежных штрафов и т. д.).Так, например:

Таблица VII.

2.Если причинит членовредительство и не помирится(с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое.

3.Если рукой или палкой переломит кость, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу-150 ассов (аss- первоначально 1 фунт бронзы). Согласно Законам XII Таблиц, “младенец, отличившийся исключительным уродством”, должен быть лишен жизни (таблица IV.!). Подобная жестокость в тот период истории Рима, по всей видимости, определялась суровыми условиями перехода от первобытного к раннеклассовому обществу в конкретной социально-экономической обстановке.

Ряд параграфов “Законов XII Таблиц” непосредственно касается охраны санитарного состояния города(Рима): Таблица X. 1.Пусть мертвеца не хоронят и не сжигают в городе.

  1. …Пусть костей мертвеца не сбирают, чтобы впоследствии совершить погребение, за исключением лишь того случая, когда смерть постигла на поле битвы или на чужбине.
  2. …отменяется бальзамирование…и питье из круговой чаши.
  3. …Закон запрещает без согласия собственника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего ему здания.

Значительное влияние на культуру и медицину римлян оказали этруски: жители переняли у них письменность и так называемые римские цифры, одеяние (лат. То§а — покрывало), навыки градостроительства и религиозные верования. В царский период истории (и вплоть до конца Шв. До н. Э.) врачей-профессионалов в Риме не было — лечили дома народными средствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами. По свидетельству видного писателя и государственного деятеля Марка Порция Катона, в течение многих столетий самым популярным лечебным средством считалась капуста: “…Капуста изо всех овощей — первая, — писал он в своем труде “Земледелие”. — Ешь ее вареной и сырой. О очисти все язвы, безболезненно излечит их.”

Тем не менее в отдельных областях врачевание этруски достигли удивительных успехов. Так до нас дошли многочисленные зубные протезы этрусков, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста. Однако греческая медицина в царский период истории Италии еще не нашла своего места на римской почве.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. до н. э.- 31г. до нашей эры)

Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории древнего Рима считается 510 г. до нашей эры — год восстания римлян, свержения этрусского царя Тарквиния Гордого и утверждения республики (res publica -народное дело).

  1. В области медицины этот период характеризуют развитие санитарного законодательства и строительство санитарно-технических сооружений; появление врачей-профессионалов, становление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регламентации; формирование материалистического давности место захоронения, а таксисе и место сожжения трупа.”

Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на городских магистратов-эдилов(aedies; от aedes-храм), которые не были врачами. Эдилы надзирали над строительством, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и охраной государственной казны. Права эдилов закреплялись и в последующих законов. Так, Гераклейская таблица, содержащая (как предполагают ученые) закон Юлия Цезаря (100-44 гг. до н. э.) о муниципиях (municipium -город с правом на самоуправление), посвящает этому ряд параграфов.

В период ранней республики в Риме началось сооружение акведуков (aquaeductus; aqua-вода, duco-веду), так как подземные источники уже не могли обеспечить всех жителей города чистой питьевой водой, а вода Тибра была настолько загрязнена к IV в. до нашей эры в результате стока нечистот по системе клоак, что использование ее в качестве питьевой воды было запрещено законом. Первый акведук в столице республики г. Риме протяженностью 16.5 км был построен в 312 г. до нашей эры при цензоре Аппии Клавдии. Его так и называли- Аппиевым (Аqua Арр1а). Он доставлял воду из ключей, расположенных недалеко от р. Анио. Акведуки не являются изобретением римлян — они заимствовали эту идею на Востоке во время завоевательных походах. Во времена римского господства акведуки древнего Рима охранялись законом. Они стали строиться как в восточных, так и в западных провинциях. В итоге, около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков, хотя в дома вода не подавалась (ее или покупали, или брали у фонтанов).

Первые термы (1егтае- горячие бани) в Риме были построены в III в. до н.э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование горожанам. Для их содержания он выделил специальные поместья, а для снабжения их водой провел к ним специальный акведук. Пышное убранство терм придавало им сходство с музеями. Стены их воздвигались из мрамора, внутри стен и под полом прокладывались специальные трубы для обогрева горячим воздухом или термальными водами. Такой способ отапливания помещений удовлетворяет самым высоким санитарно-гигиеническим требованиям (отсутствие дыма и угарного газа; поддержание постоянной температуры; благоприятные условия для сохранения настенной росписи, которая оставалась сухой даже в ванных комнатах).

Согласно традициям тогдашней медицины, баня принадлежала к числу

действенных врачебных средств, и при лечении некоторых болезней без нее не обходились.

Таким образом, римские термы были гигиеническими, лечебными, общественными и культурными центрами. Воздвигнутые трудом рабов, они являлись прекрасным императоров даром населению.

Начало организации медицинского дела

В древней Италии вплоть до II в. до нашей эры обходились без врачевателей- профессионалов. Греческая медицина считалась выражением роскоши и изнеженности. Такая точка зрения в значительной степени способствовала застою в развитии профессиональной медицины в древней Италии. Вот почему первыми врачами там были рабы из числа военнопленных, главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта).

Слой рабской интеллигенции в Риме, особенно в последние годы существования республики, был особенно многочисленным. Вклад, внесенный греками-рабами в создание римской культуры весьма ощутим, — целый ряд “интеллигентных” профессий был как бы монополизирован греками. Почти каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом (servus medicus). Раб лечил своего хозяина и его родственников. Высокий уровень раба-врача постепенно поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специалиста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-специалистов за определенную плату стали отпускать на свободные заработки. Врач-отпущенник был обязан бесплатно лечить своего бывшего хозяина, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов. Юридически врачи-отпущенники оставались зависимыми от рабовладельцев, и римское общество еще долгое время относилось к ним с некоторым презрением.

В конце III- начале II в. до нашей эры в столице Римской республики стали появляться свободные врачи греческого происхождения. Первыми свободным врачом в Риме считается пелопоннесец Архагат (Аrhagathos). Он приехал в столицу в 219 г. до нашей эры и был тепло встречен горожанами. Ему предоставили право римского гражданства и выделили государственный дом для частной практики. Начало деятельности принесло Архагату большую популярность, но вскоре прижигания и хирургические операции, которые он проводил, резко изменили отношение римлян к нему: его прозвали “живодером” и перестали к нему обращаться.

Прошло несколько столетий, прежде чем греческая медицина получила признание в Риме. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ ) Юлия Цезаря, который в 46 г. до нашей эры предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам — выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций, так и местным жителям, обучившимся медицине. Позднее, в период империи рескриптом императора Константина(337 г.), устанавливалось:” Ремесленники, живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как для изучения ремесла требуется досуг, тем более что они желают и сами совершенствоваться, и обучать своих сыновей. Перечень таков: архитекторы, врачи, ветеринары, живописцы, скульпторы…(и еще 33 профессии).” Важно отметить, что врачи и ветеринары в этом ряду стоят в числе первых. Таким образом, в Римской республике стали проявляться элементы государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период империи.

Философские основы медицины древнего Рима

Атомистическое учение, созданное выдающимися греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, вошло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма — философа и поэта Тита Лукреция Кара. В поэме “ О природе вещей” Лукреций подошел к вопросам естествознания и медицины с точки зрения атомистического учения. В популярной форме говорит он о сложном строении живых организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы.

Говоря о “ гибельном смешанном воздухе”, который при вдыхании, несет в организм человека семена “ болезни и смерти”, Лукреций дал представление о миазматической концепции возникновения болезней (последующее открытие микробов сделает эту гипотезу несостоятельной). В то же время, обращая внимание на возможность распространения заразы через воду, пищу и другие предметы, он наметил первые контуры контагиозной концепции передачи заразного начала ( не отдавая себе в этом ясного отчета, как заметил П.Е. Заблудовский). Она найдет свое дальнейшее, весьма глубокое развитие в труде выдающего итальянского ученого эпохи Возрождения — Джироламо Фракасторо (1478- 1553) “ О контагии, контагиозных болезных и лечении”.

Учение Эпикура и передовые взгляды Лукреция оказали большое влияние на Асклепиада из Прусы в Вифинии — видного греческого врача в Риме. Развитие естественнонаучного направления в медицине древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Его система — лечить безопасно, быстро и приятно выгодно отличалась от методов врачевания “ живодера” Архагата, греческого врача предыдущего столетия.

Асклепиад был учеником эразистраторов (т.е. последователей Эразистрата, который отошел от господствовавшей тогда гуморальной теории и отдавал предпочтение твердым частицам тела).

Отсюда понятно, почему Асклепиад рассматривал болезнь, во- первых, как результат стагнации — застоя (stagnum — стоячая вода) твердых частиц в порах и каналах тела, а во- вторых — как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились оба представления о причинах болезней: гуморальное и зарождающееся солидарное (от лат. solidus — твердый, плотный). Методическая система Асклепиада оказала положительное влияние на последующие развитие медицины в период империи и естественно- научного направления в медицине в целом.

МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ ( 31 г. до н.э. — 476 г. н.э.)

Развитие медицинского дела в период империи явилось одним из проявлений римского практицизма и наиболее ярко проявилось в становлении военной медицины.

Становление военной медицины

Начиная с первого диктатора Суллы, власть римских императоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на армию. Окончательное становление римской армии и широкие завоевательные походы потребовали организации в армии медицинской службы, которая сложилась уже ко времени правления Траяна. Оказание медицинской помощи во время военных действии изображено на колонне Траяна в Риме: младшие медики — капсарии (от лат. саrsa -круглая коробка, в которой хранили перевязочный материал ) в военной одежде перевязывают раненных товарищей прямо на поле боя. В конце I — начале II в. во всех подразделениях (легионах, когортах, алах) и во всех родах римских войск появились врачи-профессионалы — medici ( в наиболее ранние периоды истории Рима об армейских врачах не упоминается; первые сведения — о Диоскориде, военном хирурге армии Нерона — относятся к I в.). В каждом легионе был легионнный врач — mtdicus legionis, каждая когорта имела четырех врачей – medici cohortis. Были в армии и специалисты по лечению ран. Во флоте на каждом военном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе перевязочный материал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам.

После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лагеря, где (примерно со II в.) стали устраивать военные учреждения для раненых и больных — валетудинарии по одному на каждые 3-4 легиона. Обслуживающий их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младшего персонала. Инструментарии заведовали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, гл. обр. Из числа рабов, использовался для ухода за больными.

Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом.

Развитие медицинского дела

Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей- архиатров (archiatros — старший врач).

При дворе императора служили придворные архиатры, в провинциях -провинциальные, в городах — народные архиаторы. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон — личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представлял как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа ( так римляне называли бога врачевания Асклепия ).

Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков (участие врача Антистия в расследовании убийства Юлия Цезаря ).

В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и др. Анатомия преподавалась на животных, а иногда на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного. Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства.

Наряду с государственными врачебными школами, в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей. Одну из них ( первую ) основал Асклепиад.

Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате — к узкой специализации, К концу II в. в столице империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, или хирурги, которые производили только одну определенную операцию. Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в древней Греции, где врач был свободен от обязанностей перед государством ( в древней Греции врачеватели привлекались на службу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их добровольному согласию.

РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

Римская наука периода империи имела эмпирический описательный и прикладной характер, свойственный римскому практицизму. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, она сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур.

Асклепиад

Человеческое тело, согласно учению Асклепиада, состояло из мельчайших невидимых частиц, которые находятся в непрерывном движении. Их свободная циркуляция в организме и является главным условием здоровья. Соответственно, на первом месте в образе жизни человека должно быть движение: прогулки пешком и верхом на лошади, путешествия в коляске и на корабле, физические упражнения и растирания холодной водой, массаж и разумная диета. Желая создать собственную школу, Асклепиад, красноречивый оратор, друг Цицерона и учитель Антония Музы, во многом возражал Гиппократу. Так, например, он считал устаревшим периодическое очищение организма с помощью рвотных и слабительных средств, полагая, что эти процедуры, как и чрезмерное согревание тела, истощают организм. Он основывал свою терапию на положении стоиков: «Всего лучше жить согласно природе» (лат. «Naturae convenienter vivere»). В этом он видел путь сохранения жизненной силы, ослабевающей с годами. Болезнь, согласно его учению, была прежде всего следствием застоя частиц в сосудах тела. Его лечебные средства — воздержание от пищи, питье воды, холодные ванны, активное движение были близки характеру римлян.

Хотя Асклепиад и говорил о том, что лечение должно быть безопасно, быстро и приятно для больного, рекомендованные им процедуры не всегда доставляли удовольствие. Парализованных он советовал носить на коврах и раскачивать, чтобы привести в движение застоявшиеся частицы; больных лихорадкой подвергать действию света и не давать заснуть, поскольку «лучшее средство от лихорадки есть сама лихорадка». Каждый метод применялся к больным строго индивидуально, лекарства назначались редко. Это направление в медицине было названо методическим. Асклепиад считал, что сведущий в медицине человек, ведущий здоровый и правильный образ жизни, понимающий значение движения, сам в состоянии поддерживать свое здоровье и не нуждается в услугах врача. Являя собой пример подтверждения этой теории, сам он никогда не болел и умер глубоким стариком в результате несчастного случая.

Римская медицина в трудах Цельса и Диоскорида

Среди выдающихся римских авторов необходимо прежде всего упомянуть Авла Корнелия Цельса (I в. до н.э.- I в. н.э.) и Диоскорида (I в.). В их трудах нашли отражение разнообразные медицинские знания римлян.

Цельс пишет, что медицина в его время распалась на три направления: эмпирическое, методическое и догматическое. Первые два были основаны соответственно на трудах врачей Александрийской школы и учении Асклепиада, основой третьего было учение Гиппократа. «Медицина, — скептически замечает автор, — искусство гадательное; во многих случаях предает не только теория, но и практика; ибо, в самом деле, лихорадка, аппетит, сон — явления, не имеющие склонности быть неизменяемыми». Он приводит множество сведений о хирургии, отмечая заслуги Гиппократа и врачей Александрийской школы в этой области, обстоятельно пишет о зубоврачебном искусстве и дает классический портрет хирурга: «Хирургу следует быть молодым или недалеким от молодости; рука его должна быть опытной и твердой, никогда не дрожащей; он должен уметь одинаково пользоваться и правой, и левой рукой; его взгляд должен быть точен и проницателен; сердце — недоступным страху и состраданию; имея главной целью излечение больного, не давая смутить себя криками, не показывая больше поспешности, чем того требует случай, и не рассекая менее, чем следует, он должен вести операцию так, как если бы жалобы пациента до него не доходили». Цельс подробно излагал содержание трудов Герофила, Эразистрата и других врачей Александрийской школы, и его сочинение на протяжении столетий было едва ли не единственным серьезным источником знаний об Александрийском периоде развития медицины, который длился около 300 лет. Цельс разделил лекарства на общие и специальные. Под общими понимались те, которые рекомендовал Гиппократ в соответствии с гуморальной теорией — холодные, горячие, сухие и влажные. Специальными лекарствами назывались такие, которые подбирались эмпирическим путем для лечения конкретного состояния: кровоостанавливающие (лед, уксус), очистительные (бычья желчь), стягивающие (квасцы, бура), прижигающие (перец, чеснок) и т.д.

Медицинские сведения в «Естественной истории» Плиния Старшего

Известный государственный деятель и писатель, Плиний Старший (23-79 гг.) в 37 книгах своей «Естественной истории» отразил современные ему сведения из самых разных областей знания. Непосредственно медицине посвящены книги XXIII-XXVII, кроме того, в книгах XXVIII-XXXII даны рекомендации по лекарственному применению многочисленных средств животного происхождения. В качестве источников Плиний использовал около двух тысяч книг греческих и римских писателей, в том числе — сочинение Цельса, на которое он неоднократно ссылается.

Многие рецепты Плиний взял из трудов Гиппократа и других великих врачей древности. Приведены здесь и способы изготовления обычных для медицины того времени лекарственных средств: уксусомеда (смеси меда и уксуса), пепла птиц и животных, собачьей крови, желудка аиста, растирания из костей змеи, мази из каракатицы, крови летучей мыши, желчи ежа и т.д. Наряду с такими экзотическими для современного читателя средствами Плиний рекомендует фрукты и овощи (дыню, персики, айву, свеклу и др.), лекарственные растения (мяту, руту, лук, чеснок, укроп, чабрец, корень чечевицы и др.). Кроме того, в книге приведены народные средства лечения болезней.

Рецепты Плиния содержали множество рецептов греческой медицины, широко использующей морских животных для лечения разнообразных внешних и внутренних болезней. Эти животные были обычными для греков, вся жизнь которых была связана с морем. Приметы и поверья сочетаются у Плиния с рекомендациями, которые представляют интерес и сегодня. Так, следуя Аристотелю, он пишет о лекарственных свойствах икры морских ежей. Ее и в наше время применяют с лечебной целью.

Плиний упоминает об использовании пепла сожженной губки для лечения внутренних болезней. Этим пеплом посыпали раны, чтобы они не гноились. Смешивая пепел с молоком, готовили лечебное питье, которое давали больному 3 раза в день. Лекарственные свойства губки получили объяснение много позже: оказалось, что в ней высок процент йода.

В VII книге «Естественной истории» собраны сведения о различных уродах и чудовищах. Упоминаются обитатели дальних стран — человеческие существа без глаз, без рта, люди с собачьими головами, способные не говорить, а только лаять, а также племена одноногих людей или с ногами, вывернутыми пятками вперед. «Природа творит уродов, чтобы поразить нас и развлечь себя», — писал Плиний.

Тератология (от греч. «teras» («teratos») — чудовище, урод) — раздел медицины, изучающий аномалии, пороки развития и уродства человека, берет начало в античности.

Гален

Высшего развития медицина времен Римской империи достигла в трудах (130-ок. 200 гг.), который впервые описал систему знаний, охватившую все виды современной ему медицины.

Гален, как и Гиппократ, говорил о четырех телесных соках, равновесие которых в организме является непременным условием здоровья. Он развивал взгляды Гиппократа о различных видах пневмы, которую отождествлял с душой. В организме каждого человека она является частью мировой души и постоянно возобновляется с дыханием. В теле человека, согласно учению Галена, она распадается на жизненную пневму (лат. «spiritus vitalise), душевную («spirit us animal is» ) и физическую (<<spiritu.s naturalise). Позже, в эпоху позднего средневековья, жизненную тт душевную пневму объединили и стали трактовать как «жизненный дух», «-жизненную силу».

В своем знаменитом анатомическом сочинении «О назначении частей человеческого тела» Гален описывает как целесообразные устройства руки, ноги, внутренние органы, рот, нос, зубы. Он сравнивает их с частями тела животных, детально разбирает сходство и различие между желудком и процессом пищеварения обезьяны, медведя, лошади, барана. Он подробно описывает строение кровеносных сосудов, глаза. По анатомическим атласам «божественного Галена» врачи обучались более полутора тысяч лет. Идеей целесообразности живых организмов проникнуты его рассуждения о движении костей и мускулов. Исследования Галена отличали самостоятельность суждений, желание все проверить экспериментально.

Одним из главных анатомических открытий Галена называют учение о строении и работе нервов и мозга. В трактате «О перерезке нервов» изложен метод работы Галена, восходящий к традициям медицинской школы Александрии. Великие врачи древности — Алкмеон, Гиппократ, Эразистрат серьезно интересовались строением и функцией нервов, но только Галену удалось выяснить связь между работой нервов и мускулов в результате серии опытов, в которых было окончательно доказано различие между нервами и сухожилиями, а также установлено, какие нервы отвечают за работу разных частей организма.

В трудах, посвященных фармакологии, Гален писал о том, что целительную силу имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них содержатся. Они способны переходить в воду, но лишь после того, как растения предварительно высушивают. Сборы, настои, отвары, экстракты, сиропы из лекарственных трав носят название «Галеновы препараты». Гален ввел понятие о балластных и действующих веществах в составе лекарств и начал извлекать действующие вещества путем настаивания растительных и минеральных препаратов на вине, уксусах и маслах. Отметим в заключение, что Гален, как и греческие врачи, придавал большое значение профилактике болезней. Он подробно писал о действии на организм воздуха и продуктов питания, о значении сна, диеты и гигиены, а также — движения и душевного равновесия. В течение столетий авторитет Галена делал бесспорными истинами не только его открытия, но и заблуждения. Так, например, он судил о строении человека по строению обезьяны (в частности, утверждал, что нижняя челюсть человека состоит не из одной кости, а из двух, как у обезьяны). Это было вызвано запрещением вскрывать трупы и даже иметь в качестве пособия скелет человека. На лекциях Галена по анатомии производились публичные вскрытия собак, свиней, медведей, обезьян и других животных. Правда, считают, что Гален пользовался человеческим скелетом, составленным из костей разных людей. Кроме того, во время своих путешествий он несколько лет изучал анатомию в Александрии, где, в отличие от Рима, изучение строения человека по его скелету не считалось кощунством.

Заслугой Галена, которого традиционно считают основателем экспериментальной физиологии, является создание законченной системы медицинских знаний о строении и функциях организма. Им были написаны фундаментальные труды по анатомии и физиологии — науке о процессах, протекающих в органах и тканях организма. В книгах Галена содержится полная энциклопедия медицинских знаний его времени. Его анатомические труды в течение четырнадцати столетий служили руководством для врачей. Сохранилось около 120 подлинных сочинений Галена, а по названиям известно более 350. Большинство из них было посвящено медицине. Кроме того, Галену принадлежат философские и драматические произведения, а также — комментарии к сочинениям Платона и Аристотеля. Сочинения Галена завершают историю медицины Древнего мира.

РАЗВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Различные заболевания традиционно лечили лекарственными растениями. Считалось, что лучшие из них произрастают на острове Крит, поэтому римляне часто посылали туда собирателей трав. Кроме того, в Риме, как и в Греции, целебные растения выращивали в специальных садах. Римляне занимались садоводством с особой любовью, у них впервые появились парники, где молодые растения оберегались от холода и освещались солнечными тучами через слюдяные окна. В поэзии римлян продолжалась греческая традиция посвящения хвалебных эпиграмм лекарственным растениям.

ГРЕЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В РИМСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Греческое искусство врачевания было основой римской медицины. Греческие врачи считали, что объяснить причины болезней можно, познав природу человека. Именно поэтому медицина Греции была так тесно связана с философией, с учениями о стихиях — первоначалах мира, изложенном в трудах Эмпедокла и Аристотеля. На основе гуморальной теории были разработаны классические приемы лечения противоположным: избыток сухости устраняли влажностью, холода — теплом, усталость — отдыхом, истощение — усиленным питанием.

Теплое и холодное, согласно учению Аристотеля, были активными качествами, сухое и влажное — пассивными. Из четырех качеств особое место занимала теплота, которой принадлежала существенная роль во многих природных процессах, в том числе — происходящих в организме человека. Такие представления перешли в римскую медицину из греческой. О значении теплоты для возникновения и поддержания жизни часто писали римские авторы.

1 комментарий к “медицина древнего Рима реферат”

  1. Пингбэк: Анатомия и физиология человека ~ Умная Сова

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика